Семейное счастье
Доброго времени суток! Регестрируйте и найдете много интересного!


все самое интересное из мира семьи
 
ФорумПорталКалендарьЧаВоПоискРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Правильно слышу - хорошо говорю

Перейти вниз 
АвторСообщение
Со-Админ
Admin
Admin
avatar

Женщина
Дата регистрации : 2008-11-10
Количество сообщений : 388
Географическое положение : Москва
Наградки :

Очки : 158

СообщениеТема: Правильно слышу - хорошо говорю   Сб Янв 24, 2009 7:00 pm

Что
такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи? С
помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у
малыша точное звуковое восприятие? Советы дает логопед.


ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Речь идет о способности человека различать на слух
звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла
сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить
совершенно иное его значение: «коза–коса», «дом–том», «бочка–почка». И
вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на
машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он
пропускает или заменяет звуки и слоги в словах... Виновником подобных
досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический
слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого
произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов
(даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет
структуру слова «кар-ти-на» – «ти-ти-та»), основой легкости овладения
грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ

Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни
младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца
начинать прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без
труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука,
реагирует на него улыбкой, «комплексом оживления» (голос матери для
него – самый важный источник звука в этом возрасте), с удовольствием
слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам,
лепетать, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при
нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто
употребляемые слова.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается.
Несмотря на то что речь ребенка еще далека от совершенства, он уже
может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в
состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи
взрослых, но собственное произношение еще пока не контролирует.
Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни –
возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный
звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не
сформируется к трем годам, то малыш не сможет овладеть правильным
звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется,
становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком
различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что
служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять
последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками
анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. Если
у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности
фонематического восприятия у малыша, то первым делом следует проверить
физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить
к коррекции фонематического восприятия. Уделяя дома внимание развитию
фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения
правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтения и письма.
Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь
малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и
предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже
имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути
его преодоления.

РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Упражнения
для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к
сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с
заданиями, начинайте с этого уровня.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух
неречевых звуков является фундаментом и основой развития
фонематического слуха.
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери

и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

-
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу,
пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого
мешочка, что там внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку,
постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит
звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание –
пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

-
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.
Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В
усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

-
Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и
голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас
говорит.
- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять
определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев
сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за
трех медведей, изменяя высоту голоса.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.

-
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по
звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок
должен поднять соответствующую картинку.
- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и
называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота,
порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит
правильный вариант произношения.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

- Игра
«Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные
слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос
ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая
слоги.
- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов
«па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть,
когда услышит лишний (другой) слог.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что словасостоят из звуков, а затем немного поиграть.

-
Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит
«жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок
отгадывает, кто его издает.
- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

-
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен
хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным
звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа,
мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

КСЕНИЯ БЕЛЕНКОВА, логопед

Источник: http://www.krokha.ru/
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Правильно слышу - хорошо говорю
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Семейное счастье :: Поговорим о детках :: Развитие и воспитание-
Перейти: