Семейное счастье
Доброго времени суток! Регестрируйте и найдете много интересного!


все самое интересное из мира семьи
 
ФорумПорталКалендарьЧаВоПоискРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Раннее развитие музыкальных способностей

Перейти вниз 
АвторСообщение
Со-Админ
Admin
Admin
avatar

Женщина
Дата регистрации : 2008-11-10
Количество сообщений : 388
Географическое положение : Москва
Наградки :

Очки : 158

СообщениеТема: Раннее развитие музыкальных способностей   Вс Ноя 01, 2009 8:18 pm

В периодической печати все чаще появляются статьи о музыкальном
воспитании детей младенческого и раннего возраста. Вновь и вновь
многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию,
подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с
рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать
музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка,
игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные
эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое
здоровье.
Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что:
* дети в утробе матери хорошо слышат;
* они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости;
* отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной – приходит в норму;
* реагируют на музыку. Тревожная музыка – и на личике неродившегося
ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а
веселая – оживление.
Но как же мы, родители, развиваем этот дар? Как правило,
недостаточно. В результате упущено время, начинается угасание
возможностей к развитию музыкальных способностей. Так не будем же
терять время и сразу же начнем с прослушивания музыки – одного из
основных разделов музыкального воспитания.
Что делать до года?
До года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку в
течение 20-30 секунд; затем следует сделать паузу – перерыв в 1-3 сек.
– и продолжить слушание еще 20-30 секунд.
В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Например,
для самых маленьких – 1-3 мес. – наклонившись над малышом, спойте одну
ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и
т.д. Пойте без текста «на ля-ля». Сделайте паузу и повторите эту
песенку еще или спойте «Да-да-да, я пою».
Русская народная мелодия «Где ты заинька?»

1часть песни исполняется без слов на «ля-ля».
2 раза
2 часть (2 раза)
Да-да-да, я пою
Тане (Вове) песенку мою.
Да-да-да! (ласковым говорком).
Рекомендации для родителей малышей: пойте малышу даже без
музыкального сопровождения, а с 4-5 месяцев можно петь и подыгрывать
себе на музыкальных инструментах: ксилофоне или металлофоне, дудочке,
детской арфе, бубне, также можно использовать колокольчики, бубенцы,
палочки и т.д. Из классической музыки рекомендуем прослушивание
миниатюрных пьес В.Моцарта для клавира, например, «менуэты» ранних
опусов.
На втором и третьем году жизни
Дети второго года жизни могут активно слушать непрерывно звучащую
музыку в течение 40 секунд, затем перерыв (1-2 сек.) и опять 40 секунд,
пауза и т.д. В целом одно занятие длится 2-3 минуты.
Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую
музыку 1-1,5 мин., затем пауза и еще полторы минуты и т.д. Одно занятие
– 4-5 мин.
Цифры – секунды и минуты – приведены здесь для того, чтобы вы не
завышали возможности маленького ребенка и в то же время знали, что
слушание музыки вполне по силам малышу. Все зависит от его состояния на
тот момент, который вы выбрали для слушания музыки: ребенок хуже
слушает музыку, если только что плакал – например, ушла любимая
бабушка, или его только что закончили кормить нелюбимой кашей, а может
быть, ему просто нездоровится.
Когда вы видите, что малыш отвлекается, выражает неудовольствие –
сократите время занятия или перенесите его на другое время дня. Если
внимание ребенка устойчиво, он способен воспринимать музыку
заинтересованно – можно чуть-чуть увеличить продолжительность занятия.
Музыкальный репертуар для детей 2-3 года жизни
Рекомендуем для прослушивания музыкальные пьесы с ярко выраженным
изобразительным характером. Малыши видели и птичку, и кошку, и собачку;
игрушечных и нарисованных зайку и мишку, машину и дождик. А теперь их
«знакомых» изобразит музыка. Рекомендуем пьесы: «Птички», муз.
Т.Ломовой или муз. Г.Фрида; «Воробей» А.Руббаха или Е.Тиличеевой;
«Кошка» Е.Тиличеевой, «Большая собака» М.Раухвергера; «Медведь»
Д.Шостаковича или Е.Тиличеевой или В.Ребикова; «Мишка» М.Раухвергера
или Г.Фрида; «Дождик» Г.Лобачева или В.Фере, «Машина» («Езда в машине»)
Г.Фрида; «Автомобиль» М.Раухвергера.
Это далеко не полный список. Если вы играете на фортепиано, то
найдете еще ряд пьес в нотных сборниках для детского сада (младшая
группа). Те, кто не владеет инструментом, могут использовать музыку в
аудиозаписи, купив кассеты или компакт-диски. Или обратиться к играющим
знакомым и к музыкальному руководителю ближайшего детского сада с
личной просьбой записать на кассету хотя бы ряд пьес и песенок.
Уже на втором году жизни ребенка мы включаем в слушание пьесы
С.Майкапара «В садике», «Пастушок», «Мотылек», «Маленький командир». На
третьем году жизни добавляем пьесы А.Гречанинова «Верхом на лошадке»,
«Танец»; П.Чайковского, «Марш деревянных солдатиков», «Полька»; пьесу
Э.Грига «Птичка»; музыку В.Моцарта.
Вы сами выбираете из всего перечисленного 10-12 пьес на год для детей
второго года жизни и 12-15 пьес для детей третьего года жизни.
Музыкальные руководители ясельных групп в детских садах проводят с
малышами 2 музыкальных занятия в неделю. Сейчас, работая по программе
«Малыш» В.Петровой с малышами проводится еще 1 занятие, третье. На нем
дети слушают только классическую музыку композиторов А.Лядова,
С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Д.Кабалевского, Г.Свиридова, а также
музыку И.С.Ваха, К.Дакена, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Э.Грига,
Д.Дворжака.
Как слушать музыку?
Непременное условие - тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать
малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках,
или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно,
внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка - ребенок это видит.
Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на
фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа.
Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть
одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, «Зайка» и
«Мишка». К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы.
Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных
музыкальных инструментах даже для шестимесячного ребенка? Но что
делать, если вы не владеете этими навыками?

Немного о музыкальных инструментах

К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону –
прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители
самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми… – так им
легче подобрать и заучить предложенную музыку.
Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается «путеводитель по
струнам». Вы подкладываете за струны «шпаргалку» - путеводитель с
нарисованной стрелкой, - и следуете за ее движением, играя песенку.
Звуки арфы очень радуют детей. Но ребенок должен слушать уже
разученную, легко и свободно исполняемую вами музыку. Поэтому учитесь
сами, когда малыш не слышит.
Хорошо, если вы играете на фортепиано, но для ребенка этого
недостаточно. Не исключайте слушание музыки, звучащей на других
музыкальных инструментах – арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.
Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не
металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При
громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с
обруча.
Так, даже в 6 мес. малыши с радостью слушают веселое пение мамы,
сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков,
колокольчиков, треугольника.
Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка.
Металлофон, арфу, дудочку,на которых вы играли, не надо давать в
руки малышу. Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном
пользовании у ребенка 2-3 лет.
Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых – во избежание травм.

Как научить малыша подпевать?

Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.
Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение
без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные
инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом
звучании.
Старайтесь не искажать мелодию.
Пойте негромко.
Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет
изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать
и кривляться.
Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.
Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в
моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в
тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно
повторяемые слова.
Например, песня «Птички».
Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.
Зернъшек я птичкам дам, дам, дам.
Клювиками птички - клю, клю, клю.
Я смотрю на птичек и пою:
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.
Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему
это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это
подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам.
Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет:
1. Ладушки, ладошки,
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.
Хлопали немножко. Да!
2. Кашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.
Да!
3. Кулачки сложили,
Кулачками били: Тук-тук, тук-тук,
Тук – тук – тук.
Да!
4. Ладушки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля.
Да!
5.Ладушки устали,
Ладушки поспали.
Баю-баю, баюшки,
Соединив ладошки прикладывают их к щёчке.
Баю-баю, ладушки.
Да!
Как в первом куплете.
Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в
нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только
в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из
первых шажков.
Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и
совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их
самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.
Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о
кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав,
мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно
звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному
участию в пении.
Вы поете песенку «Птичка»:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко.
Подожди, не улетай!
Улетела. Ай!
Ребенок не только слушает песенку, но его «Ай!» - посильное участие
в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе
мама. Ещё шажок вперед.
Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка).
Поет, поет моя Танечка,
Поет, поет хорошая,
Хорошая, пригожая.
Поет, поет свою песенку:
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).
Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время
ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет»
«ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним.
Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он
«лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит
в его игру и потихоньку входит в его жизнь.
Песенка «Баю-баю!»
Перед пением покажите малышу куклу «Таню». Рассмотрите, какая Таня
нарядная – красивое платье, бантик. Покажите, управляя куклой, как Таня
ходит, как пляшет; скажите, что Таня устала, будет спать, надо ей спеть
песенку. Поете и укладываете куклу.
1. Баю-баю-баю,
Куклу раздеваю.
Куколка устала,
Целый день играла.
2. Положи, Танюша,
Щечку на подушку.
Вытяни ты ножки,
Спи, скорее крошка.
3. Баю-баю-баю,
Баю-баю-баю!
Таня засыпает,
Глазки закрывает.
Малыш начинает подпевать «баю-баю» и с вами, и без вас, играя с мишкой или куклой, зайкой и т.д. Еще один шаг вперед!
Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися
словами, например, песенку «Птички» на народную мелодию, сл. И.Плакиды.

Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни –
целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже
с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети.
Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется,
это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у
вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую
роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы
сами воспитываете его.
Песенки для слушания, подпевания и пения вы можете найти в
музыкальных сборниках для детского сада (Младшая группа) и в двух
сборниках: «Мы танцуем и поем», «У нас сегодня весело», автор
В.Петрова. В книжках к текстам прилагаются ноты.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш продолжил музыкальное образование
уже за пределами своей детской, имейте в виду, что некоторые
музыкальные школы Москвы принимают в подготовительные классы детей,
начиная с четырех или даже с трех лет.

Источник: журнал «Мама и малыш», №6, 2004 год
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Раннее развитие музыкальных способностей
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Развитие математических способностей
» Школа раннего развития "Тема"
» Уровень развития общих способностей
» Питер. Лекция Ясюковой Л.А. "Развитие понятийного мышления"
» Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Семейное счастье :: Поговорим о детках :: Развитие и воспитание-
Перейти: